Н е п р и д у м а н н ы е   и с т о р и и


  • Паломничество >>
  • Водопад "Гремячий" >>
  • Заказник "Журавлиная родина" >>
  • Некрополь >>
  • Еще раз об истории и культуре Сергиева Посада >>


    Паломничество

       Паломничество в Троице-Сергиев монастырь в духовном сознании русского общества занимало особое место. Преподобный Сергий Радонежский, основавший монастырь в середине XIV в., - наиболее почитаемый русский святой. Вера в особую силу благословения Сергия возникла и утвердилась в народе еще при его жизни. В 1380 г. перед Куликовской битвой князь Дмитрий Донской получил от Сергия Радонежского благословение. В дальнейшем поездки в Троицкий монастырь - торжественные походы - вошли в традицию. Великие князья, а позже цари, отправляясь в военный поход или совершая государственные реформы, стремились заручиться поддержкой Троице-Сергиевой обители, получить благословение своим действиям.

       Со временем походы стали традиционными, совершались ежегодно и чаще, в зависимости от благочестия государя. Особенно широкое распространение эти походы получили в царствование Алексея Михайловича. По распоряжению Ивана Грозного во второй половине XVI в. были выстроены путевые царские дворцы. По дороге их было пять. Первый от Москвы путевой дворец располагался в селе Алексеевском (недалеко от современной станции метро "Алексеевская"). Второй - на берегу Яузы в селе Тайнинском. Третий дворец находился на реке Скалбе, в селе Братовщина. Четвертый был в селе Воздвиженском, а пятый - в Троице-Сергиевом монастыре. Последний дворец - единственный уцелевший до наших дней. Остальные в XIX в. были разобраны за ветхостью.

       Иногда цари ходили к Троице пешком. Известно, что царь Алексей Михайлович один или два раза совершал такие пешие паломничества. Свой способ соблюсти народный обычай придумала Екатерина II, когда в одно из своих пребываний в Москве решила посетить знаменитый подмосковный монастырь, сходить на богомолье. В окружении большой свиты она доходила до заранее намеченного места, там ее ждал экипаж, на котором она возвращалась в Москву. На следующий день ее привозили на то место, до которого она дошла накануне, и императрица шла дальше пешком. Потом опять скакала в Москву, и все повторялось в том же порядке. Совершать паломничество должно было пешком, потому что сам Сергий "никогда не ездил на коне". Но, снисходя к слабости человеческой и разным обстоятельствам, разрешалось и ехать, однако в серьезных случаях предпочтительнее был пеший поход.

       В августе 1862 г. состоялось официальное открытие Троицкой железной дороги. Это была первая частная железная дорога русских предпринимателей. Одним из ее строителей был Иван Федорович Мамонтов, подсчитавший, что в год проходит по Ярославской дороге в Троице-Сергиеву Лавру до 500 тыс. богомольцев. Тогда он и принял решение - построить железную дорогу. 22 июля 1862 г. строившие новую железную дорогу инженеры совершили первый пробный проезд по ней: "Приехав в Троицу, они отправились в Лавру, отслужили благодарственный молебен у раки преподобного Сергия и на обратный путь со всеми остановками употребили два часа", - писала газета "Ярославские губернские ведомости".

       К немалому удивлению и беспокойству акционеров, основные клиенты, для которых она и была построена, - богомольцы - отказались ею пользоваться, предпочитая по старинке совершать путь к Троице пешком по Московско-Ярославскому шоссе. Пришлось прибегнуть к помощи духовенства. Братия Троице-Сергиевой лавры во главе с архимандритом заполнила вагоны одного из первых поездов, собственным примером демонстрируя, что пользование железной дорогой не является делом греховным даже на столь "святом пути". Но по-прежнему пеший поход в Троицу оставался предпочтительным. В самом монастыре богомольцев кормили в столовой, размещавшейся в подклете Трапезной палаты, были построены специальные "странноприимные дома" - гостиницы для путников. В наше время постепенно возрождается эта народная традиция. Все большее число людей посещают обитель не любопытствующими экскурсантами, а с искренним желанием приобщения к святому для России и Православия месту.


    Водопад "Гремячий"

       Этот уникальный и живописный памятник природы расположен в 14 км к юго-востоку от Сергиева-Посада, вблизи деревни Взгляднево. Высота водопада 25 метров. Вода, бьющая из расщелины крутого известнякового склона р. Ляпинки, имеет лечебные свойства. По преданию, водопад появился по молитве Преподобного Сергия, о чем напоминает часовня у расщелины, из которой бьет вода, и памятный знак на берегу р. Ляпинки.




    Заказник "Журавлиная родина"

       "Журавлиная родина" - один из наиболее старых в Московской области заказников. Он организован в 1979 году. Территория заказника - место крупнейшего в Центральной России предотлетного скопления серых журавлей.

       Дубненский болотный массив - самое крупное на севере Московской области болото. На территории этого болотного массива встречается большое количество редких для Московской области видов растений (карликовая береза, сохранившаяся в области только здесь, мелкие болотные орхидеи, морошка, несколько видов осок и др.) и животных (серые журавли, не только ночующие здесь во время осеннего скопления, но и гнездящиеся, большие кроншнепы, подорлик, сокол-дербник, белая лазоревка, несколько видов болотных бабочек и др.). Ежегодно в начале сентября здесь проводятся экологические экскурсии для всех желающих, которые могут наблюдать журавлей в естественных условиях.

       В 1996 г. в дер. Дубровки Талдомского района открыт музей журавля.




    Некрополь

       Территория Троице-Сергиева монастыря - один из старинных некрополей России. По православным традициям на территории монастыря погребали деятелей духовного звания, монастырских слуг, светскую знать, крестьян и ремесленников, имеющих определенные заслуги перед обителью.

       За право быть похороненным на территории монастыря делались богатые вклады деньгами, землями, ценным имуществом. Все вклады записывались в книги монастырского учета. В 1880 г. был опубликован список погребенных в монастыре, в этом списке 893 захоронения. В настоящее время известно 120 надгробий или их фрагментов, воссоздающих историю монастырского некрополя. Самые древние надгробия (XV в.) над захоронениями Юрия Романовича Алексеева и новгородского архиепископа Сергия, постриженника Троице-Сергиева монастыря. К XVI в. относятся захоронения князей Суздальских, Холмских, Голицыных, князя Глинского. В монастыре покоится прах предков М.И. Кутузова.

       В годы опричнины здесь были погребены опальные бояре Оболенские, похоронен воевода Ивана Грозного Василий Федорович Воронцов, убитый в Ливонской войне. В монастыре захоронены руководители первого народного ополчения в период польско-литовской интервенции Прокопий Петрович Ляпунов и Иван Стефанович Ржевский.

       Слева от главного входа в Успенский собор расположена усыпальница Годуновых. Здесь похоронены царь Борис Годунов, жена Годунова Мария, царевич Федор и дочь Годунова - монахиня Суздальского Покровского монастыря Ольга (в миру Ксения). В 1945 г. гробница была вскрыта известным антропологом М.М. Герасимовым. Захоронение оказалось потревоженным. Черепа Годуновых не сохранились.

       Максим Грек похоронен у апсид Духовской церкви. Это место отмечено металлической плитой. В обители сохранились лишь некоторые надгробия последующего времени. В советский период в усыпальнице, расположенной в фундаменте Успенского собора захоронены патриархи Русской Православной церкви Алексий I и Пимен.



    Еще раз об истории и культуре Сергиева Посада

       Город Сергиев Посад - это сочетание аскетических, созерцательных и литургических начал монашеской жизни с промышленной экономикой, торговлей, наукой и светской культурой. На его территории пребывают вместе, но, не сливаясь, Троице-Сергиева лавра - один из первых подмосковных монастырей, а также заводы, фабрики, научные институты, дворцы культуры, библиотеки и музеи советского периода. В облике город - сочетание церковной архитектуры XV-XIX веков и промышленной и жилой застройки XIX-XX веков.

       Сергиев Посад располагается на северо-востоке Московской области, на юго-западном отроге Клинско-Александровской возвышенности. Город состоит из одного микрорайона и тринадцати поселков. Они кольцом окружают его центральную часть, на территории которой находится Троице-Сергиева лавра.

       Главной водной артерией города является речка Кончура. В нее впадают слева речки Вондига и Корбушка, а справа - Копнинка и Афанасовка. Названия первых трех водных потоков были даны проживавшими здесь в I тысячелетии до нашей эры - I тысячелетии нашей эры мерянами, чьи племена входили в состав угро-финнской языковой группы. Названия правых притоков Кончуры русского происхождения.

       В 1342 году на южной оконечности холма близ слияния с Кончурой ее притоков Вондиги и Копнинки был основан Троицкий монастырь. Его первый насельник Сергий Радонежский со временем стал одним из самых почитаемых русских святых. В течение XV-XVI веков во владение монастыря перешли все окрестные поселения. В их число входило село Клементьевское, существующее в настоящее время в качестве одноименного поселка города. Оно впервые было упомянуто в Житии Сергия Радонежского, написанного в 1418/19 году. В 1999 году, отталкиваясь от этой даты, сергиевопосадцы отметили 580-летие светской истории города.

       В ходе Смутного времени начала XVII века Троице-Сергиев монастырь с честью выдержал 16-месячную осаду (сентябрь 1608 - январь 1610) сторонников Лжедмитрия II. После осады на месте запустевших сел и деревень, располагавшихся у троицких стен были устроены ремесленные слободы. Их жители занимались обслуживанием большого хозяйства монастыря, а также написанием икон, изготовлением к ним окладов, вытачиванием посохов и посуды, которые троицкие власти щедро дарили многочисленным гостям и вкладчикам. Монастырь к этому времени давно уже являлся не только местом личного спасения душ своих насельников, но и одним из главных мест паломничества царей, бояр, дворян и прочих жителей Московского государства.

       В 1682 и 1689 годах, когда семейство Романовых переживало династический кризис, осложненный стрелецкими выступлениями, Троице-Сергиев монастырь с его мощными крепостными стенами послужил надежным убежищем для царей.

       В 1744 году императрица Елизавета Петровна присвоила ему почетное звание лавры как первому по своему значению великорусскому монастырю.

       В феврале 1764 года все церковные земли, в их числе вотчины Троице-Сергиевой лавры, были переведены под управление государственной Коллегии экономии. Лавре было утверждено штатное расписание и денежное довольствие ее братии.

       В марте 1782 года для жителей бывших троицких слобод был учрежден посад с названием Сергиевский. Он имел собственные органы управления, но их власть не распространялась за пределы посада. Остается тайной, кто предложил назвать место мирской суеты именем подвижника, бежавшего от этой суеты в лесную пустынь. Спустя 100 лет посад получил собственный герб. Его торговцы и ремесленники обслуживали в основном богомольцев лавры. Среди мелких промыслов особое развитие получило производство деревянных резных игрушек. Из посадских мастерских отправилась покорять сначала Россию, а затем и Европу многоместная матрешка. В октябре 1919 года постановлением советских губернских властей был образован Сергиевский уезд и посад получил статус города. Тогда же решением городских властей была закрыта Троице-Сергиева лавра. На основе ее историко-художественных ценностей в апреле 1920 года был образован музей, что позволило сохранить от гибели значительную часть произведений церковного искусства XV-XX веков.

       В 1930 году город Сергиев был переименован в Загорск в честь одного из большевицких руководителей Москвы В. М. Загорского, погибшего в 1919 году.

       Осенью 1941 года в городе и его окрестностях проходило формирование 1-й Ударной армии, предназначавшейся для ведения наступательных боев.

       В 1944 году часть храмов и служебных зданий лавры была возвращена Русской православной церкви, а весной 1946 года на ее территории вновь появились иноки.

       После окончания 2-й мировой войны Загорск быстро превратился в один из самых крупных промышленных, научных и культурных центров Подмосковья. В качестве предприятий местной промышленности в городе действовали две фабрики, на которых изготавливали детские игрушки. В художественно-промышленном техникуме игрушки готовили художников и технологов. Разработка высокохудожественных и педагогически целесообразных игрушек осуществлялось в Научно-экспериментальном институте игрушки. С образцами старых игрушек можно было познакомиться в музее игрушки.

       В 1967 году Загорск обрел свой герб. Если герб посада отражал героическое прошлое лавры, то герб Загорска отражал экономическое положение района.

       В 1970 году Загорск был включен в список исторических городов и населенных мест РСФСР как сохранивший основы древней планировки, ведущий архитектурный ансамбль лавры, пространственные связи между отдельными частями города, характерность и архитектурную ценность рядовой застройки и масштабное соответствие ее ведущим памятникам.

       В 1991 году Московский областной Совет народных депутатов принял решение "о возвращении городу Загорску исторического названия Сергиев Посад." Местных инициаторов этой акции подвело плохое знание истории. Из двух ранее существовавших названий: Сергиевский посад и город Сергиев они выбрали в качестве "исторического" названия усеченную разговорную форму - Сергиев посад. Так частью названия города стало определение правового положения его предшественника.

       В декабре 1993 года архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры был внесен ЮНЕСКО в Список вечного наследия. В октябре 1997 года Совет депутатов района утвердил новый герб города. Он представляет собой копию герба посада, но без изображения в его вольной части герба Московской губернии, а также башенной короны и обрамляющих его колосьев с лентой.

       Через Сергиев Посад проходят железная дорога и магистральное шоссе, соединяющие его с Москвой, Переславлем, Ростовом, Ярославлем, Вологдой и Архангельском. Благодаря им, а также региональным дорогам город легко доступен российским и зарубежным туристам. Развитие туризма стимулирует сохранение историко-художественных и архитектурных ценностей Сергиева Посада и возрождение его старых ремесел и промыслов.





  • Автор проекта:    
    При полном или частичном использовании материалов   
    ссылка на автора и сайт обязательна © 2001-2013